МБОУ СОШ п.Жилино
п. Жилино Неманский район Калининградская область
  • Функциональная грамотность

    "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
    КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

    Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного. 

    ЧТО ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?

    Три определения (работа с аудиторией)

    1.     Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

    2.  Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

    3.   Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

    Виды функциональной грамотности

    Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

    Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

      Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

    Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

    ПОЧЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕЙЧАС СТАЛА ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ?

    Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

    Национальный проект образование, поставил две важные существенные задачи:

    1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования

    2) воспитание гармонично развитой  социальноответственной личности.

    Причем обращу ваше внимание, эти две задачи выстроены не в иерархии, они ценны в равнозначной степени. Поэтому мы должны с вами ответить на вопрос: какими ресурсами мы обладаем для решения этой важной задачи. 

    В этом контексте стоит обратить внимание на международную оценку качества образования.

    Международные рейтинги качества системы образования опираются на данные исследований PIRLS, TIMSS, PISA. Цель Государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 годы – это качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном  исследовании качества математического и  естественнонаучного образования (TIMSS); повышением  позиций РФ в международной программе по оценке  образовательных достижений учащихся (PISA).

    Международные исследования проводятся систематически.

    Исследования PIRLS, TIMSS, PISA отличаются в подходах к оценке образовательных результатов: в исследованиях PIRLS и TIMSS оценивается академическая грамотность в области чтения, математики и естествознания, а в исследовании PISA – сформированность функциональной грамотности (математической, читательской, естественно-научной и финансовой). Именно результаты учащихся, достигших высшего и базового уровня функциональной грамотности, - наиболее обсуждаемые в мире индикаторы конкурентоспособности школьного образования.

    Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих:

    грамотность в чтении,

    грамотность в математике,

    грамотность в области естествознания.

    С 2012 года отдельным направлением была включена финансовая грамотность.

    С 2018 года в исследовании выделено еще одно направление – глобальные компетенции.

    С 2021 года впервые исследованию подвергается креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНИВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

    Организационной основой работы по формированию и оцениванию функциональной грамотности являются распорядительные документы федерального, регионального и муниципального уровня.

    ·          Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 г. N ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

    ·          Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03–1510«Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

    ·          Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 17.09.2021 № 03–1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

    1.     Организационная деятельность

    ·          Формирование базы данных обучающихся 8–9 классов 2021–2022 учебного года, участвующих в проекте формирования функциональной грамотности по шести направлениям (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотности, креативное мышление и глобальные компетенции).

    ·          Формирование базы данных учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности учащихся 8–9 классов по шести направлениям.

    ·          Организация взаимодействия с ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», ФГБОУ «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»,ориентированное на организационно-методическое сопровождение формирования и оценивания функциональной грамотности.

    ·          Организация информационно-просветительской работы с родителями, представителями средств массовой информации, общественностью по вопросам функциональной грамотности.

    2.      Научно- методическая деятельность

    Эта работа должна проводиться региональном масштабе.

    3.     Организационно-методическая деятельность

    ·          Организация работы общеобразовательных организаций по введению в учебный процесс банка заданий для формования и оценки  функциональной грамотности учащихся, разработанных  ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

    ·          Организация курсов повышения квалификации по вопросам функциональной грамотности для учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности у учащихся 8 – 9 классов

    ·          Организация адресной методической поддержки

    ·          Актуализация планов работы … методических служб, объединений, сообществ муниципального уровня и уровня образовательных организаций по вопросу формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.

    4.     Аналитико – диагностическая деятельность

    ·               Организация оценки функциональной грамотности обучающихся 8–9 классов с использованием материалов, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

    ·               Проведение мониторинга реализации регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Калининградской  области, на 2021 – 2022 учебный год.

    5.     Рефлексивно-оценочная деятельность

    ИПК и ППРО ТО на уровне региона и Комитет по образованию на муниципальном уровне.

    ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ)

    Задания, используемые в рамках мониторинга функциональной грамотности, объединяют в себе три области: содержательную, контекстную и компетентностную.

    Содержательная область определятся видом функциональной грамотности или разделом учебной дисциплины.

    Грамотность

    Содержательная область

    Читательская

    Типы и форматы текста

    Математическая

    Разделы математики

    Естественнонаучная

    Естественнонаучные предметы, методология

    Финансовая

    Деньги и финансы, управление, риски и выгоды

    Креативное мышление

    Самовыражение, решение проблем

    Контекстная область обеспечивает погружение ученика в ситуацию, связанную с окружающим миром

    Грамотность

    Контекст

    Читательская

    Ситуации функционирования текста

    Математическая

    Мир индивидуума, социума, образования и науки

    Естественнонаучная

    Здоровье, ресурсы, среда, связь науки и технологии

    Финансовая

    Образование и работа, семья, личные траты, досуг, общество

    Креативное мышление

    Образование, быт, наука и технология, культура,

    социум

    Компетентностная область обеспечивает погружение ученика в ситуацию, связанную с окружающим миром

    Грамотность

    Компетенция

    Читательская

    Работать с информацией:

     - находить и извлекать

    - осмысливать и оценивать

    - интерпретировать

    Математическая

    Формулировать, применять, интегрировать и оценивать результаты с позиции математики и реальной проблемы

    Естественнонаучная

    Давать научные объяснения

    Применять естественно-научные методы исследования

    Интерпретировать данные

    Делать выводы

    Финансовая

    Работать с финансовой информацией

    Выявление, анализ и оценка проблемы

    Применение и понимание

    Креативное мышление

    Выдвижение, оценка и доработка идеи

    Анализ заданий (работа с аудиторией)

    Определите

    1)    Вид функциональной грамотности

    2)    Содержательную область

    3)    Контекст

    4)    Компетентность / компетентности

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     

        Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам. Решения, которые мы принимаем в этом направлении, не должны быть скоропалительными. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по запросу»,должна быть возможность оценивания результатов во времени. А в итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию».

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie